fbpx
ru
Стили лидерства и управления

Шесть самых распространенных стилей лидерства и их особенности

Стиль лидерства – это способ применения человеком своей власти для того, чтобы вести других людей за собой. Выбор наиболее подходящей модели зависит от функций, возлагаемых на лидера, его последователей и ситуации в целом.

В статье мы рассмотрим 6 различных стилей лидерства при управлении организациями и людьми. Не все из них универсальны, но, прочитав о них, вы сможете понять, в чем их особенности.

1. Автократический стиль лидерства

Автократический стиль лидерства – это концентрация практически всей власти в руках начальника. В этом случае именно лидер несет всю ответственность и обладает неограниченной властью.

При этом стиле управления руководители принимают решения самостоятельно, не консультируясь с подчиненными. Рабочий процесс обладает низкой степенью гибкости, порой она вообще отсутствует.

В этом случае принципы управления, выполняемые процедуры и политика компании являются лишь дополнением к мнению авторитарного лидера. По статистике, есть очень мало ситуаций, при которых люди добровольно поддерживали бы подобную модель.

Стоит заметить, что такой стиль лидерства может «задушить» ваших подчиненных, но может быть и полезен в условиях кризиса, когда важные решения должны приниматься без промедления.

2. Демократический стиль лидерства

В отличие от автократического стиля, демократический стиль управления основан на вкладе подчиненных в общее дело. Руководитель, придерживающийся идей демократии, несет окончательную ответственность, но он или она, зачастую делегируют полномочия другим людям, которые определяют направление деятельности в рабочих проектах.

Отличительной чертой этого стиля управления является то, что общение между работниками разного уровня отлично налажено. Что касается статистики, демократическое лидерство является одним из наиболее предпочтительных стилей руководства, ведь он включает в себя следующие черты: справедливость, компетентность, креативность, смелость, интеллектуальность и честность.

Джордж Вашингтон был лидером, который славился своей демократичностью. Лучше всего демократический стиль управления применим в медицинских и высокотехнологичных отраслях, ведь именно в них сотрудничество между работниками просто необходимо.

3. Командное управление

Командное управление подразумевает, что именно команда определяет, каким будет будущее компании, куда она будет двигаться, и какие позиции будет отстаивать. Это видение общего будущего вдохновляет и дает цель. Однако, командная работа не всегда предполагает доверительные отношения и сотрудничество между ними.

Самый сложный аспект такого стиля лидерства заключается в том, что оно не всегда приводит к успеху. Согласно Harvard Business Review, работа команды может потерпеть неудачу из-за плохих лидерских качеств участников, а также из-за некоторых других сложностей.

Например, согласно исследованиям, летный экипаж авиакомпаний был бы намного эффективнее, если бы команда оставалась неизменной от полета к полету.

4. Наставничество

Подобно тренеру спортивной команды, наставник (коуч) сосредоточен на выявлении и улучшении индивидуальных сильных сторон каждого члена своей команды. Лидеры такого типа также сосредоточены на стратегиях, которые позволят их команде лучше работать вместе. Этот стиль управления сильно напоминает демократический, но все же в нем больший упор делается на рост и успехи отдельных сотрудников.

Вместо того, чтобы заставлять всех сотрудников работать над одними и теми же целями, коуч старается создать команду, в которой каждый человек обладает опытом или набором навыков в определенной области. Такой руководитель в долгосрочной перспективе опирается на создание сильной команды, которая будет хорошо

взаимодействовать друг с другом и использовать уникальные навыки для решения задач.

5. Бюрократический стиль лидерства

Руководитель, который придерживается этого стиля лидерства, все делает по правилам. При этом он может прислушиваться и учитывать мнение сотрудников – в отличие от автократического стиля. Однако, если идеи сотрудника противоречат политике компании или прошлому опыту, то руководитель не будет их учитывать.

Чаще всего такие руководители встречаются в крупных и старых компаниях, или компаниях с устоявшимися традициями. В этих компаниях, если сотрудник предлагает сильную стратегию, которая кажется новой или нетрадиционной, руководители скорее всего отвергнут ее. Такое сопротивление может быть связано с тем, что компания уже успешно работает в текущем режиме, и попытка сделать что-то новое может привести к потере времени и ресурсов, если она окажется неудачной.

При бюрократическом стиле управления сотрудники чувствуют себя не так ограничено, как при автократическом стиле, но все еще ощущается недостаток свободы относительно того, что ты можешь сделать на своей позиции. Это приводит к тому, что инновационные процессы затормаживаются, что не подходит компаниям, которые преследуют амбициозные цели или хотят стремительно расти.

6. Харизматический стиль лидерства

При таком стиле лидерства руководитель проявляет силу своего характера. Харизма – это не только определенное поведение. На самом деле это понятие включает в себя продвижение системы ценностей и убеждение своих последователей.

Поэтому харизматичный руководитель – это не просто популист, который влияет на отношение к конкретным объектам. Такие руководители трансформируют все видение в целом, что помогает структурировать взаимоотношения в коллективе.

Эти лидеры, как правило, являются сильными личностями и привлекают огромное количество последователей. В качестве примера можно привести Барака Обаму.

Редакція
Редакція
Трансформируем кофе и вдохновение в тексты, и верим в то, что все будет хорошо.
Цікаве по темі:
Добавить комментарий